Анимация без деформации объектов

Объекты можно анимировать разными способами. Можно анимировать объекты целиком, изменяя их позицию, ориентацию или размер во времени; можно выполнить деформационную анимацию, подразумевающую движение вершин или контрольных точек объектов. Также можно использовать наиболее сложный и гибкий инструмент анимации, применяя особый вид объекта - Арматуру (the Armature).

В этой главе мы рассмотрим первый из перечисленных способов, но основные понятия, о которых пойдёт здесь речь, будут необходимы для понимания последующих глав.

Программы для анимации как правило используют три способа, чтобы заставить трёхмерный объект двигаться:

Первые две системы в Блендере являются одним целым, системой IPO (от слова InterPOlation - ИнтерПОляция). Изначально система IPO состоит из стандартных кривых перемещения, которые простым нажатием кнопки могут отображаться в виде системы ключей, без каких-либо преобразований и изменений результата. В процессе работы пользователь может переключаться в режим ключей или в режим кривых перемещения в зависимости от того, что лучше подходит для решения конкретной задачи.

Система IPO также некоторым образом используется и в анимации вдоль пути (path animation).

Модуль IPO

Относится к Blender v2.31

Модуль IPO в Блендере является универсальным. Нет никакой разницы, что им контролируется - движение объекта или свойства материала. Научившись работать с IPO объекта, схожим образом можно работать с другими IPO. При работе с разными типами IPO интерфейс Блендера меняется автоматически.

Каждый тип модуля IPO имеет фиксированное количество доступных каналов. Каждый канал имеет имя (LocX, SizeZ, и т.п.), говорящее о том, на что канал воздействует. При добавлении кривой IPO в канал анимация начинается немедленно. По выбору пользователя (и для этого есть разные каналы), кривая может быть связана либо с абсолютными значениями (LocX...) либо с их разностью (dLocX...). Последнее позволяет передвигать объект привычным способом, используя Grabber (Ctrl-G), не ломая при этом IPO. Позиция объекта будет результатом действия кривых IPO относительно первоначального положения.

Интерфейс Блендера предлагает много опций для копирования IPO, связывания IPO более чем с одним объектом (один IPO может анимировать много объектов), или для удаления ссылок на IPO. В разделе "Справочник окна IPO" ("IPO Window Reference") даётся их детальное описание. В рамках этой главы рассматриваются лишь основные применяемые опции.